fbpx

Связаться с нами

Тендера

tenderaa

Тендера

Понятие «тендер» (от англ. – предложение) можно определить как заказ на закупку товаров, работ или услуг согласно заранее определенных в документации условиям и в оговоренные сроки на конкурентных началах.
В Украине этот термин обычно используют, когда имеют в виду процедуру осуществления закупок товаров, работ или услуг для обеспечения государственных нужд или потребностей территориальных общин.
Фактически «тендер» (процедура закупки) предполагает конкурентную борьбу между поставщиками товаров, работ или услуг за возможность поставлять собственную продукцию (выполнять работу и пр.) для заказчика, который относится к государственной сфере управления.
Процедура закупок имеет взаимовыгодный характер как для участников торгов, так и для их заказчика, поскольку первые, благодаря качеству своей продукции (услуг) имеют возможность получить нового клиента в лице государства, а заказчики, в свою очередь имеют возможность выбрать среди предлагаемых товаров (работ, услуг) наиболее качественные и наиболее экономически выгодные.
Начиная с первых шагов независимости, в Украине существовала идеология относительно государственного заказа. Это отражалось, в частности, в указах Президента Украины о государственном контракте и государственном заказе на соответствующий год, которые выдавались ежегодно до 1996 года включительно, а также в постановлениях Кабинета Министров Украины № 871 «Об утверждении     Положения о порядке организации и проведения международных торгов (тендеров) в Украине» (1993 год) и № 611 «О запрете использования бюджетных средств для закупки товаров (работ, услуг) иностранного происхождения.
Впоследствии, в 1999 году, был подготовлен проект закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», который был принят 22 февраля 2000 года и стал первым «тендерным» законом, призванным обеспечить прозрачность и справедливость конкурсных процедур.
Как следствие постепенного эволюционирования тендерного законодательства, на сегодня имеем действующий Закон Украины «О публичные закупки», который был принят 25.12.2015 года и вступил в силу 19 февраля 2016 года. Как определено в самом законе, он имеет целью адаптировать законодательство Украины и Европейского союза на выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. На практике этим законом было модернизировано процедуру электронных закупок и введено ее более широкое применение.
С последними изменениями, которые были внесены в указанный Закон было также усиленно борьбу с недобросовестными участниками процедур закупок, расширены критерии оценки тендерных предложений, а также, изменена процедура обжалования решений заказчиков торгов, условий тендерной документации и результатов торгов.
Однако, несмотря на существенное усовершенствование тендерного законодательства во время организации и проведения процедур закупок могут возникать определенные сложности или споры, например об условиях конкурсных торгов, или требований к участникам процедуры закупки, предусмотренных тендерной документацией. У заказчика торгов могут возникать сложности с правильным оформлением тендерной документации, поскольку достаточно сложно соблюсти все требования законодательства во время подготовки к тендеру. Такие случаи обусловлены недостаточностью у участников торгов профессионального опыта и знаний, необходимых для подготовки документов и участия в аукционах. Как следствие, процедура закупок может не состояться или тендерное предложение может быть отклонено через формальные ошибки, допущенные во время оформления тендерного предложения или документации, определение победителя торгов.
Многих из этих ситуаций можно избежать если вовремя обратиться за профессиональной юридической помощью к компетентным юристам, чем многие из участников торгов безосновательно пренебрегают.
При этом помощь квалифицированного адвоката при участии в тендере может понадобиться на любой стадии закупок: как при подготовке тендерного предложения для будущего участника, так и во время заключения договора о закупке с победителем.
Основной процедурой, которая чаще всего применяется заказчиками торгов на сегодня остаются открытые торги. Исследование процедуры их проведения позволяет выделить 5 этапов открытых торгов: подача тендерных предложений, аукцион, раскрытие тендерных предложений и их рассмотрение, заключение договора. Почти на каждом из этих этапов может потребоваться помощь юриста по тендерному законодательству, ведь любая ошибка может привести к отклонению тендерного предложения участника. В связи с этим каждый этап торгов должно быть под четким контролем квалифицированного специалиста. Исключение, наверное, составляет только сам аукцион, где все зависит от участника процедуры закупок и от предложенной им цены на собственную продукцию, товары или услуги.

Подача тендерных предложений

На этом этапе заказчиком торгов на официальном сайте публичных закупок публикуется информация о проведении открытых торгов и тендерная документация с указанием требований к предмету закупки и квалификационных требований к участникам торгов, определяется период, в течение которого лица, которые желают принять участие в процедуре закупок, могут подать свои тендерные предложения.
Стадия подачи тендерных предложений является наиболее важной и ответственной, ведь от правильного оформления тендерного предложения зависит дальнейшее участие и победа участника в тендере. Бывают также случаи, когда подаче тендерного предложения мешают дискриминационные условия тендерной документации, что также требует вмешательства специалиста.

Помощь адвоката на этой стадии может заключаться в следующем:

  • анализ тендерной документации заказчика на соответствие действующему законодательству;
  • составление реестра документов, необходимых для участия в закупке;
  • консультации по оформлению документов, входящих в состав тендерного предложения;
  • подготовка обращения к заказчику о предоставлении разъяснений условий тендерной документации;
  • подготовка требования к заказчику о внесении изменений в тендерную документацию, устранение дискриминационных условий и иных нарушений законодательства;
  • проверка документов и готового тендерного предложения, внесение изменений в них;
  • заказ и получение электронной банковской гарантии / гарантии страховой компании;
  • обжалование дискриминационных условий тендерной документации в Антимонопольном комитете Украины;

Раскрытие и рассмотрение тендерных предложений

     После этапа электронного аукциона, заказчик начинает раскрытие и рассмотрение полученных тендерных предложений. Оценка поданных тендерных предложений заказчиком начинается с наиболее экономически выгодного предложения, то есть с того, где была предложена наименьшая цена за товары, работы или услуги. При этом в случае, если минимальное предложение, с которого начинается оценка, подходит для заказчика, он не оценивает другие тендерные предложения и принимает решение об определении победителя процедуры закупки.
На этой стадии участникам, которые не имеют значительного опыта участия в тендерах, достаточно сложно определить допущенные заказчиком нарушения процедуры закупок, которых обычно бывает достаточно для отмены результатов процедуры закупок. Наиболее распространенными нарушениями на этой стадии является несоответствие тендерного предложения победителя торгов условиям тендерной документации. Однако, чтобы найти такие нарушения, необходимо детально проанализировать требования самой тендерной документации, сравнить их с поданными участниками тендерными предложениями, что обычно отнимает очень много времени, в связи с чем не все участники торгов имеют желание этим заниматься и тратить на это свое время.

  На этом этапе юридическая помощь участникам торгов может заключаться в:

  • консультации относительно соответствия процедур закупок требованиям законодательства и целесообразности обжалования результатов закупки;
  • анализе тендерного предложения победителя на предмет соответствия условиям тендерной документации;
  • подготовке и подаче жалобы по результатам торгов в АМКУ;
  • обжалование решения Антимонопольного комитета Украины в суде;
  • обжалование результатов закупок в хозяйственный суд после заключения между заказчиком и победителем торгов договора о закупке товаров, работ или услуг;

Заключение договора

Данный этап торгов является завершающим и заключается в том, что заказчик, после оценки тендерного предложения и определения победителя, публикует в системе электронных закупок сообщения о намерении заключить договор с победителем торгов. Согласно требованиям законодательства договор должен быть заключен не ранее, чем через 10 дней со дня обнародования сообщения о намерении заключить договор, и не позднее 20 дней со дня принятия решения о намерении заключить договор.
На этапе заключения договора помощь юриста может потребоваться по следующим вопросам:

  • заказ и получение справок, предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О публичных закупках» (о наличии или отсутствии судимостей, справки из Единого реестра предприятий, относительно которых возбуждено производство в деле о банкротстве и др).
  • анализ и согласование условий договора о закупке;
  • сопровождение процедуры заключения договора;
  • юридическое сопровождение на этапе исполнения условий договора.

Не будет лишней юридическая помощь по вопросам организации и проведения процедур закупок для заказчиков торгов.
В частности, помощь специалиста заказчику может заключаться в следующем:

  • подготовка внутренних документов, регламентирующих деятельность тендерного комитета и порядок осуществления закупок;
  • подготовка проектов решений тендерного комитета;
  • сопровождение процедуры допороговых закупок;
  • сопровождение процедуры открытых торгов;
  • представительство интересов заказчика в Антимонопольном комитете Украины;
  • сопровождение переговорной процедуры закупки;
  • разработка проектов договоров о закупке товаров, работ или услуг;
  • проверка тендерной документации на соответствие законодательству;
  • подготовка разъяснений тендерной документации во время подачи тендерных предложений;
  • внесение изменений в тендерную документацию;
  • юридическое сопровождение на стадии исполнения условий договора о закупке;
  • расторжение договоров о закупке с недобросовестными поставщиками в судебном порядке

Эти и другие услуги Вы можете получить, обратившись в Адвокатское объединение «Максимальная защита».
Воспользовавшись услугами профессионалов, Вы сэкономите время и деньги, ведь Вам не понадобится держать в штате специалистов и заниматься подготовкой к участию в тендере. При этом Вы также получите более качественный результат.
Стоимость услуг оговаривается во время встречи.

Обратиться к нам Вы может в любой удобный для Вас способ:

  • Позвонить по номеру 097-888-99-77
  • Обратившись и пообщавшись лично с адвокатом по адресу: Киев, ул. В. Сосюры 5, офис 304
  • Написав письмо на электронную почту: mzahyst@gmail.com
  • Найдя нас в Facebook — facebook.com/mzahyst