fbpx

Связаться с нами

Порядок разрешения коллективных трудовиих споров

Порядок разрешения коллективных трудовиих споров

  1. Коллективный трудовой спор ( конфликт ) — это разногласия , что возникли между сторонами социально-правовых отношений , по :
  • установление новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и производственного быта ;
  • заключения или изменения коллективного договора, соглашения;
  • выполнения коллективного договора, соглашения или отдельных их положений ;
  • невыполнение требований законодательства о труде .

Сторонами коллективного трудового спора является на производственном уровне — наемные работники ( отдельные категории наемных работников ) предприятия , учреждения, организации или их структурных подразделений или первичная профсоюзная или другая уполномоченная наемными работниками организация и владелец предприятия , учреждения, организации или уполномоченный им орган или представитель .

Этапы и порядок решения коллективного трудового спора ( конфликта ) можно разделить на следующие :

Формирование требований наемных работников на производственном уровне Создание уполномоченного наемными труда ивникамы на представительство орган.

Такие требования формируются и утверждаются общим собранием ( конференцией ) наемных работников или формируются путем сбора подписей и ввжаються действующими по наличию НЕ меньше половины подписей членов трудового коллектива предприятия, учреждения, организации или их структурного подразделения . Вместе с выдвижением требований собрание ( конференция ) определяют оран или лицо, которые будут представлять их интересы . Например таким органом может быть Оргкомитет .

Итак в протоколе должно быть:

  • создание уполномоченного наемными работниками на представительство органа, например — Оргкомитет .
  • отображено проведения конференции представителей предприятия , которые находятся в состоянии трудового спора и их подписи более 50%.
  • требования наемных работников .

1.1. Создание уполномоченными работниками на представительство органа.

1.2. Проведение конференции представителей предприятия , которые находятся в состоянии трудового спора ( конфликта ).  

  1. Оформление требований наемных работников протоколом и передачи владельцу или уполномоченному им органу ( представителю ).

Отправка владельцу или уполномоченному им органу требований наемных работников . На практике лучше направлять такие требования ценным письмом с описанием вложения и курьерской доставкой для того, чтобы было подтверждение направления литая и в то же время письмо быстро дошел до владельца . Если у владельца есть другие промежуточные органы (структуры) лучше направить их и туда одновременно, чтобы не тратить зря время.

  1. Возникновение ко коллективного трудового спора (конфликта) .

Конфликт возникает, когда уполномоченный представительный орган наемных работников, получил от владельца или уполномоченного им органа сообщения о полном или частичном отказе или когда прошло 3 дня, а ответы от владельца не последовало. (ст. 6 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов).

О возникновении коллективного трудового спора (конфликта) орган, представляющий интересы наемных работников или профсоюза, обязан в трехдневный срок письменно о информировать владельца чии уполномоченного им органа (представителя), местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления по местонахождению предприятия и Национальную службу посредничества и примирения при Президенте Украины.

  1. Создание примирительной комиссии и порядок разрешения коллективного трудового спора (конфликта) примирительной комиссией

С момента когда получили отказ или прошло 3 дня, создается примирительная комиссия.

Примирительная комиссия — это орган, предназначенный для выработки решения, которое может удовлетворить стороны коллективного трудового спора (конфликта), и состоящий из представителей сторон.

Примирительная комиссия создается по инициативе одной из сторон на производственном уровне — в трехдневный, на отраслевом или территориальном уровне — в пятидневный срок, на нац иональному уровне — в десятидневный срок с момента возникновения коллективного трудового спора (конфликта) из одинакового количества представителей сторон.

Порядок определения представителей в примирительную комиссию определяется каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта) самостоятельно.

На время ведения переговоров и подготовки решения примирительной комиссии ее членам предоставляется свободное от работы время.

В случае необходимости примирительная комиссия:

— Привлекает в свой состав независимого посредника;

— консультируется со сторонами коллективного трудового спора (конфликта) центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и другими заинтересованными органами.

Организационное и материально-техническое обеспечение работы примирительной комиссии осуществляется по договоренности сторон, а если стороны не достигли согласия — в равных долях.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта) обязательства  связано и предоставлять примирительной комиссии информацию, необходимую для ведения переговоров.

Члены примирительной комиссии не имеют права разглашать сведения, являющиеся государственной или другой защищенной законом тайной.

Сроки рассмотрения трудовых споров (конфликтов).

Коллективные трудовые споры (конфликты) рассматриваются производственной примирительной комиссией в пятидневный срок , отраслевой и территориальной примирительной комиссией — в десятидневный, примирительной комиссией на национальном уровне — в пятнадцатидневный срок с момента образования комисии . По соглашению сторон эти сроки могут быть продлены.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные настоящим решением.

После принятия решения о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) примирительная комиссия прекращает свою работу.

Независимый посередник — определена по общим выбором сторон лицо, способствует установлению взаимодействия между сторонами, проведению переговоров, участвует в выработке примирительной комиссией взаимоприемлемого решения.

Трудовой арбитраж и порядок разрешения коллективного трудового спора (конфликта) трудовым арбитражем.

Трудовой арбитраж — орган, состоящий из привлеченных сторонами специалистов, экспертов и других лиц и принимает решение по существу трудового спора) конфликта.

Трудовой арбитраж образуется из инициативы одной из сторон или независимого посредника в трехдневный срок в случае:

— Неприятие примирительной комиссией согласованного решения по решению коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам, предусмотренным пунктами «а» и «б» статьи 2 Закона Украины «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»;

— Возникновение коллективного трудового спора (конфликта) по вопросам, предусмотренным пунктами «в» и «г» статьи 2 Закона;

Количественный и персональный состав трудового арбитража определяется по соглашению сторон. Председатель трудового арбитража избирается из числа его членов.

В состав трудового арбитража также могут входить народные депутаты Украины, представители органов государственной власти, органов местного самоуправления и другие лица.

Организационное и материально-техническое обеспечение работы трудового арбитража осуществляется по договоренности сторон, а если стороны н достигли согласия — в равных долях.

Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязанности » Обязательным участием представителей сторон , а в случае поторебы — представителей других заинтересованных органов и организаций .

Трудовой арбитраж должен принять решение в десятидневный срок со дня его создания . По решению большинства членов трудового арбитража этот срок может быть продлен до двадцати дней .

Решение трудового арбитража принимается большинством голосов его членов , оформляется протоколом и подписывается всеми его членами.

Члены трудового арбитража НЕ имеют права розглошуваты сведения , что является государственной тайной или другой защищенной законом тайной .

Решение трудового арбитража о решении коллективного трудового спора ( конфликта ) является обязательным для выполнения , если стороны об этом предварительно домовлись .

Стоит также отметить, что согласно ст. 14 Закона независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей на время работы в примирительных органах , образованных в соответствии с данным Законом, гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также на них распространяется гарантии, предусмотренные Кодексом о труде Украины для выборных профсоюзных работников, членов советов (правлений) предприятий и советов трудовых коллективов.

Независимому посреднику, члену примирительной комиссии и трудового арбитража оплата труда в размере не менее среднемесячной заработной платы и возмещения расходов, связанных с участием в примирительной процедуре, производятся за счет сторон коллективного трудового спора (конфликта) по договоренности, а если стороны не достигли согласия — в равных частях.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора (конфликта) не может уклоняться от участия в примирительной процедуре.

Стороны коллективного трудового спора (конфликта), примирительная комиссия и трудовой арбитраж обязательства  связано и использовать для урегулирования коллективного трудового спора (конфликта) все возможности не запрещенные законодательством.

Если примирительные органы не смогли урегулировать разногласия между сторонами, причины разногласий с обоснованием позиций сторон в письменной форме доводятся до сведения каждой из сторон коллективного трудового спора (конфликта). В этом случае наемные работники или уполномоченный им орган или профессиональный союз имеют право с целью выполнения выдвинутых требований применить все разрешенные законодательством средства.

В целях содействия улучшению трудовых отношений и предотвращения возникновения трудовых споров (конфликтов), их прогнозирования и содействия своевременному их разрешению, осуществления посредничества для разрешения таких споров (конфликтов) Президентом Украины образуется Национальная служба посредничества и примирения.

Национальная служба посредничества и примирения состоит из высококвалифицированных специалистов и экспертов по вопросам разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) и имеет свои отделения в областях.

Решение Национальной службы посредничества и примирения имеют рекомендательный характер и должны рассматриваться сторонами коллективного трудового спора (конфликта) и соответствующими центральными или местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления .

Стороны коллективного трудового спора (конфликта) после соблюдения предусмотренной законом примирительной процедуры имеют право обратиться за содействием в решении этого спора (конфликта) в Национальную службу посредничества и примирения, которая рассматривает все материалы и срок направляет сторонам свои рекомендации.

  1. Забастовка

Забастовка — это временное коллективное добровольное прекращение работы работниками ( невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязательств ) предприятия, учреждения, организации (структурного подразделения) в целях разрешения коллективного трудового спора ( конфликта).

Забастовка применяется как крайнее средство (когда все другие возможности исчерпаны) разрешения коллективного трудового спора (конфликта) в связи с отказом собственника или уполномоченного им органа (представителя) удовлетворить требования наемных работников или уполномоченного им органа, профсоюза, обьединение профсоюзов или уполномоченного ими органа.

Следуя ст. 44 Конституции Украины те, кто работают, имеют право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов.

Забастовка может быть начато, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора (конфликта) или владелец или уполномоченный им орган (представитель) уклоняется от примирительных или не выполняет соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Решение об объявлении забастовки на предприятии принимается по представлению выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представительства) или иной организации наемных работников, уполномоченного в соответствии со статьей 3 Закона представлять интересы наемных работников, общим собранием (конференцией) наемных работников путем голосования и считается приемлемым, если за него проголосовало большинство наемных работников или две трети делегатов конференции. Решение об объявлении забастовки оформляется протоколом.

Рекомендации по объявлению или не объявления отраслевого или территориального забастовки принимаются на отраслевом или территориальном уровнях на конференции, собрании, пленуме или ином выборном органе представителей наемных работников и / или профсоюзов и направляются соответствующим трудовым коллективам или профсоюзам.

Наемные работники предприятий отрасли или административно-территориальных единиц самостоятельно принимают решение об объявлении или необъявления забастовки на своем предприятии.

Забастовка считается отраслевым или территориальным, если на предприятие, на которых объявлена забастовка, количество работающих составляет более половины общего количества работающих соответствующей отрасли или территории. Никто не может быть принужден к участию или неучастию в забастовке.

Орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязан письменно предупредить владельца или уполномоченный им орган ( представитель ) не позже чем за семь дней до начала забастовки, а в случае принятия решения о забастовке на непрерывно действующем производстве — за пятнадцать дней  .

Собственник или уполномоченный им орган (представитель) обязан в кратчайший срок предупредить поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации по решения наемных работников об объявлении забастовки.

Откуда во время забастовки работников, принимающих в нем участие, определяется органом (лицом), руководит забастовкой, по согласованию с собственником или уполномоченным им органом (представителем).

В случае проведения собраний, митингов, пикетов за пределами предприятия орган (лицо), возглавляющий забастовку, должен сообщить о запланированном мероприятии местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправленияне позднее чем за 3 дня.

Забастовка на предприятии возглавляет орган (лицо) определяется общим собранием (конференцией) наемных работников при принятии решения об объявлении забастовки.

Отраслевой или территориальный забастовку возглавляет (координирует) орган (лицо), определенный конференцией, собранием, пленумом или иным выборным органом представителей наемных работников, профсоюзных или иных организаций работников, уполномоченных представлять соответствующие трудовые коллективы.

Орган (лицо), возглавляющий забастовку, действует во время забастовки в пределах прав, предусмотренных настоящим Законом, информирует работников о ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта).

Полномочия органа (лица) как руководителя забастовки прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае принятия решения об отмене или о прекращении забастовки.

Соглашение о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) подписывается руководителем или иным уполномоченным представителем органа, возглавляющего забастовку, и собственником или уполномоченным им органом (представителем).

Контроль за выполнением условий этого соглашения осуществляется сторонами коллективного трудового спора (конфликта) или уполномоченным им органом (лицами).

Незаконными признаются забастовки:

  • Объявлены с требованиями об изменении конституционного строя, государственных границ и административно-территориального устройства Украины, а также с требованиями, которые нарушают права человека;
  • Объявлены без соблюдения наемными работниками, профсоюзом, о » единением профсоюзов или уполномоченными ими органами положений статей 2, 4, 6 ч. 1, 5 ст. 24 Закона.
  • Начатые с нарушением наемными работниками, профсоюзом, объединением профсоюзов или уполномоченным ими органом требований ст. 20, ч. 2, 3 ст. 24 Закона;
  • которые объявляются и / или проводятся при осуществлении мирных процедур, предусмотренных настоящим Законом.

Заявление владельца или уполномоченного им органа (представителя) о признании забастовки незаконной рассматривается в судебном порядке.

Дело относительно этого заявления должна быть рассмотрена судом, включая сроки подготовки дела к судебному разбирательству, не позднее чем в семидневный срок.

Решение суда о признании забастовки незаконной обязывает участников забастовки принять решение о прекращении или отмене объявленной забастовки, а работников начать работу не позднее следующего дня после дня вручения копии решения суда органу (себе), возглавляющий забастовку.

Случаи, при которых запрещается проведение забастовки

Запрещается проведение забастовки в условиях, если прекращение работниками работы создает угрозу жизни и здоровью людей, окружающей среде или препятствует предотвращению стихийного бедствия, аварий, катастроф, эпидемий и эпизоотиям или ликвидации их последствий.

Запрещается проведение забастовки работников (кроме технического и обслуживающего персонала) органов прокуратуры, суда, Вооруженных Сил Украины, органов государственной власти, безопасности и правопорядка.

В случае объявления чрезвычайного положения Верховная Рада Украины или Президент Украины могут запретить проведение забастовок на срок, не превышающий одного месяца. Дальнейшая запрет должна быть одобрена общим актом Верховной Рады Украины и Президента Украины. В случае объявления военного положения автоматически наступает запрет проведения забастовок до момента его отмены.

В случаях, предусмотренных статьей 24 Закона и когда рекомендации Национальной службы посредничества и примирения по решению коллективного трудового спора (конфликта) сторонами не учтены, Национальная служба посредничества и примирения обращается с заявлением о разрешении коллективного трудового спора (конфликта) в соответствии с Верховного Суда Автономной Республики Крым , областного, Киевского и Севастопольского городского суда.

Обеспечение жизнеспособности предприятия во время забастовки

Работодатель, местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления и орган (лицо), возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры по обеспечению во время забастовки жизнеспособности предприятия, сохранения имущества, соблюдения законности и общественного порядка, недопущения угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде.

Участие в забастовке работников, за исключением забастовок, признанных судом незаконными, не рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и не может быть основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности.

По решению наемных работников или профсоюза может быть создан забастовочный фонд из добровольных взносов и пожертвований.

За работниками, которые не принимали участия в забастовке, но в связи с его проведением не имели возможности выполнять свои трудовые обязанности, сохраняется заработная плата в размерах не ниже установленных законодательством и коллективным договором, заключенным на этом предприятии, как за время простоя не по вине работника. Учет таких работников является обязанностью работодателя.

Организация забастовки, признанной судом незаконной, или участие в нем является нарушением трудовой дисциплины.

Время забастовки работникам, принимающим в нем участие, не оплачивается.

Время участия работника в забастовке, которая признана судом незаконной, не засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж.

Лица, виновные в нарушении законодательства о коллективных трудовых спорах (конфликтах), несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Работники, участвующие в забастовке, признанному судом незаконным, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или которые задерживают выполнение решений примирительных органов, образованных в соответствии с настоящим Законом, а также решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, уголовную или административную ответственность согласно законодательству.

Лица, представляющие интересы сторон и которые допустили нарушение положений статей 5 , 6 , частей первой , третьей , четвертой и пятой статьи 9, части пятой статьи 12, части первой статьи 13, частей третьей и четвертой статьи 16, частей пятой , восьмой , девятой статьи 19 части третьей статьи 23, а также должностные лица, допустившие нарушение положений части второй статьи 5, части четвертой статьи 16 настоящего Закона, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству.

Лица, являющиеся организаторами забастовки, признанной судом незаконной, или которые не выполняют решения о признании забастовки незаконной, а так же лица, которые препятствуют прекращению незаконной забастовки, привлекаются к дисциплинарной или административной ответственности согласно законодательству. К указанным лицам не применяются порядок и гарантии, предусмотренные статьями 43 и 252 Кодекса законов о труде Украины.

Лица, принуждающие работников к участию в забастовке или препятствуют участию в забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, или путем других незаконных действий, наказание за которые предусмотрено законодательством, привлекаются к уголовной ответственности согласно законодательству.

Убытки, причиненные в результате забастовки другим предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам, возмещаются по решению суда в соответствии с законодательством.

Убытки, причиненные работодателю забастовкой, который был признан судом незаконным, возмещаются органом, уполномоченным наемными работниками на проведение забастовки, в размере, определенном судом (в пределах средств и имущества, принадлежащих ему).

Работодатель, который нарушил законы Украины, в результате чего сложились условия для забастовки, и забастовка закончилась полным или частичным удовлетворением требований наемных работников, компенсирует убытки участникам забастовки в размере, определенном судом (в пределах средств и имущества, принадлежащих ему).

Следует также отметить, приказом Национальной службы посредничества и примирения от 5 сентября 2005 № 93 утверждено Положение о порядке обеспечения гарантий независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей (трудовым арбитрам). Данным положением обеспечены трудовые гарантии независимым посредникам, членам примирительных комиссий и трудовых арбитражей.

Если у Вас есть вопросы обращайтесь в Адвокатское объединение «Максимальная защита» в любой удобный способ:

  • Позвонить по номеру 097-888-99-77
  • Обратившись и пообщавшись лично с адвокатом по адресу: город Киев, ул.. В. Сосюры 5, офис 304
  • Написав письмо на электронную почту: mzahyst@gmail.com
  • Найдя нас в Facebook — https://www.facebook.com/mzahyst/.